Ящик Дадана.

Я вот одного никак не могу понять, как от ульев Прокоповича, Витвицкого мы перескочили на Дадан? Ведь между ними огромная пропасть и ни одного мосточка мне не попадалось. Если ульи первых появились благодаря постоянному изучению жизни пчёл, то второй просто приспособил подходящий ящик.

Да так и перескочили, благодаря тому, что смотрели в рот авторитетам и слушались барина. Как писал Некрасов, "вот приедет барин, барин нас рассудит". Так и получилось.

Не было перехода от сечения 300х300 к сечению 450х450. Просто всё иначе. А что было?

Когда господину-барину, оперному певцу и поклоннику всего такого ст. советнику Кандратьеву надоело вояжировать по Италии и восторгаться итальянками (золотистыми и не очень) он на обратном пути в Матушку-Рассею заглянул в Лозанну к важному господину Жюль Блатту, где продолжил восторги, но уже по поводу рамки и ящика Дадана.

Ах, какая прелесть, Ах, какая простота (забыв, что простота бывает хуже воровства), ах, какой милый ДОМИК!!!

На даче

Приехав в Россию, нахвалил увиденное и услышанное, предъявив образец, другому ст. советнику господину Бутлерову, радетелю РАЦИОНАЛЬНОГО пчеловодства (не напоминает: экономика должна быть экономной"?), прекрасному химику, но посредственному пчеловоду, о пчеловодных делах которого биолог академик Мензбир говорил "Пф-ы-ы".

Но дело пошло. Уже первый пчеловодный листок под редакцией Бутлерова вышел с огромной заставкой на всю первую страницу, где крестьянин умиротворенно чешет репу, глядя на ящики Дадана. Кандратьев развил бурную деятельно по пропаганде, получил субсидию от министерства земель на приобретение и ввоз ульев Дадана.

(Позже, уже на склоне лет, в своем имении Лышницах Кандратьев покается и признает Дадана самой большой ошибкой своей жизни,

что отринуло национальное пчеловодство от простого мужика).

А что же в России, ничего своего на тот момент не было? БЫЛО, и очень даже...

Кроме известных Вам ульев Витвицкого (кстати улей НЕ рамочный) и Прокоповича (частично рамочный), на тот момент существовали конструкции узко-высоких ульев Корженевского, Левицкого, Мордвилко, уникальный улей отца Савватия и т. д и т. п. Россия славилась талантами, о которых предпочитали господа вытирать ноги. Мужик он смерд, что от него путного!

Лучшие умы пчеловодства, такие как Ломакин, на втором съезде криком кричали, что Даданы тупик для России, что смерти подобно. Но господа высокие академики сидели лицом к Западу, задом к Востоку. Ломакин ПРОСЧИТАЛ и построил первый в мире МФУ. В значительной степени он скопирован европейцами и известен как улей Циммермана.

Окончательный удар по национальному пчеловодству нанёс попыхач от пчеловодства господин-товарищ Шимановский, протащив через Наркомзем в русле стандартизации пролетарских мозгов в 1922 году позорное решение о запрете национальных разработок на этом поприще.

Главным остался друг победившего пролетариата мосье Дадан. Лишь упорные украинцы сумели хоть частично, но отстоять самостийность (украинская перевернутая рамка).

Опять же немного истории.

Идея рамки как свободного элемента улья исторически не связана с вопросом сечения улья. И вот почему.

Сама идея рамки и свободных частей улья очень давно витала в воздухе. Ещё в 1675 году пастор Геддес запатентовал идею рамки и свободных надставок над ульями, изготовленными из тонких досок в виде ящика. Ящик имел восьмигранную форму, вертикальный, внутрь вставлялись каркасы для сотов (прототип рамки).

Улей

Рамка как элемент улья сформирована книжным ульем Франсуа Губера в 1800 году, состоявшем из 12 смыкающихся рам, в которых пчелы строили соты. По сути, это была первая и последняя в европейской практике узко-высокая рамка.

Рамка как независимый элемент появилась в улье Прокоповича в 1807 году.

Но потребовалось ещё почти 50 лет для появления свободной рамки пастора Лоренцо Лангстрота в 1852 году. При этом рамка Лангстрота 470х 285 являлась видоизменением рамок Квинби 486х280 и рамки Джамбо 448х286.

Рамка Жюля Блатта 470х290, первоначально использовавшаяся в ящике Шарля Дадана, являлась неприкрытым плагиатом рамки Лангстрота.

Можно отметить, что это всё низко-широкие рамки. Но одновременно с этим появились рамки очень низко-широкие: Бингама 460х122, Данценбакера 432х190 и Геддона 460х136.

И НИ ОДНОЙ ИДЕИ УЗКО-ВЫСОКОЙ РАМКИ. Для этого нам придётся вернуться в Россию, где представление о рамке и ульевом пространстве шло СОВЕРШЕННО другим, отличным от Европейского путём.

Упомянутые мною выше ульи Корженевского, Левицкого, Мордвилко как наиболее последовательных в продвижении национальной идеи улья вертикального (в европейской литературе эти ульи получили обобщенное название СЛАВЯНСКИХ и удостаивались нелестных отзывов не только там, например, Берлепш, но и в России) имели следующие размеры рамок (точнее размеры сот): 260х480, 245х445, 255х470.

Поразительное единодушие. И проистекает из опыта предков по наблюдению гнёзд пчёл в дуплах деревьев. Левицкий обобщил все доступные ему материалы и пришел к выводу, что ширина сота НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 300 мм (этот вывод можно легко подтвердить расчетом сотового пласта на разрыв, кручение и растяжение-деформацию; я уже говорил об этом ранее).

Высота же рамки объяснялась сезонным приростом пластов по высоте. При этом Корженевский прямо указывал, что толковый пчеловод обновит соты за сезон не менее, чем на половину.

Еще один момент. Рамки имели СМЫКАЮЩИЕСЯ боковые планки. Правда, Левицкий впоследствии отказался от этого, и я с ним согласен. Ульи содержали 16-18 рамок, из них 10 основных и карман для "избытка" на 6-8 рамок. В кармане предполагалось за сезон создать 2-3 отводка, или обновить матку.

Это в советское время появилась идея кармана для "матки-помощницы" - колхоз должен быть колхозом.

Зимовали пчёлы на 6-7 рамках и при головном мёде, как писал Левицкий, успех зимовки обеспечен.

Вот тут мы и подходим к сечению уже улья. Если взять 8 рамок Корженевского, то получим 300х300.

Если разделить высоту рамки Корженевского на 115 - получим 4 корпуса Ded'a, а по сотам - 5 корпусов. Ещё один момент. Рамки этих пчеловодов имели ножки под нижней планкой, высотой 50-90 мм. Как только там появлялись языки, их удаляли, а рядом ставили пустую рамку в расширение.

В 1984 году у меня было 4 Славянских улья, заселенных СРП.

Уход получился элементарно простым. Слушая слаженный гул этих тружениц, мне казалось, что я слышу возвышенный гимн Природе (и толику благодарности мне). Вот тогда я понял слова, сказанные дедом по матери, патером (не пастором!) Зейдлицем, что "весёлые пчёлы поют гимн".

В 1988 году доброжелатели сожгли мне эту пасеку, но я до сих пор слышу этот гимн.

Да, о восьми или шести рамках в зиму. СЕРЬЁЗНАЯ ОШИБКА по моему мнению. Говоря о 6-7 рамка в зиму у Левицкого, надо добавить, что одна полностью ставилась медо-перговая. У меня ВСЕ крайние (1-я и 10-я) рамки полностью медоперговые.

Как писал Витвицкий: "перга-пчелиный хлеб, сама сущность продолжающейся жизни". Отними эту сущность, и жизнь пчёл ослабеет.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПЕРГЕ вокруг клуба, иначе не видать Вам ВЕСЁЛЫХ ПЧЁЛ, ПОЮЩИХ ГИМН ПРИРОДЕ (и толику Вам).

С наилучшими пожеланиями,

Михеляйнен